3. Экзистенциализм

Ялома Философия и концепции. Это подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности. Субъектом экзистенциальной психотерапии является личность, которая утратила способность полноценно существовать и развиваться. В основе экзистенциального подхода лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были С. Кьеркегора не выходит за рамки христианства. Сартр, будучи марксистом, разделял идеи Ницше относительно безбожного мира. Он подчеркивал, что, сопротивляясь отчаянию и небытию, люди постоянно испытывают потребности делать выбор, который формирует сущность их существований. Пока люди живы, они не имеют никакой возможности уклониться от потребности в самоопределении.

Вопрос 28. Философия Немецкого экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс)

Экзистенциализм развивается в России Л. Бердяев , в Германии М. Ясперс , во Франции Ж. Истоки экзистенциализма находят у разных мыслителей. Своими предшественниками экзистенциалисты считали С.

мету страха проявляется его преимущество, экзистенциальный смысл и зистенциальную свободу именно благодаря прохождению через страх или ( что .. го существа к бессмертному состоянию, временного - к вечному, чело- .

Юлиус Эвола - Оседлать тигра Сартр прибегает к изощрённой аргументации, дабы"объективно" доказать, что последним основанием любого человеческого действия является абсолютная свобода, что не существует ситуации, в которой человеку не приходилось бы делать выбора, и что в этом выборе у него нет никакой внешней опоры, кроме него самого. Так, он показывает, что даже отказ от выбора также является выбором, из чего следует, что свободой по сути дела является как волевой акт, так и аффективный, когда человек отдаётся на волю своего влечения или подчиняется ему.

Обращения к"природе","психологии","истории" и т. Таким образом, мы видим, что Сартр полагает как фактическую данность, доказанную философским анализом, то, что у Ницше было скорее императивом: Но душевное состояние здесь совершенно иное. Для Сартра человек - вечный узник в тюрьме без стен; он не может найти убежища от собственной свободы ни внутри себя, ни снаружи; он обречён быть свободным, он приговорён к свободе. Он не волен ни принять, ни отвергнуть своей свободы, не в силах снять с себя бремя свободы.

Именно подобное душевное состояние является для нас наиболее характерным свидетельством того особого, отрицательного смысла, который приобретает свобода для определенного человеческого типа в эпоху нигилизма. Свобода, которая не может перестать быть таковой, не могущая выбрать быть или не быть свободой - именно это является для Сартра пределом, непреодолимой и ужасающей изначальной"данностью".

Общение в рамках экзистенциональной психологии. Экзистенциализм как философское направление В 20 столетии появилось новое философское направление — экзистенциализм, который обращал внимание на уникальность человеческого бытия. Экзистенциалисты считали, что сущность человеческой жизни нельзя выразить отвлеченными понятиями.

Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, .. определяется единством высокого и низменного, временного и вечного в человеке. Так же как и свобода выбора, тревога является постоянным состоянием, . Тревога – это результат экзистенциального конфликта, противоречия между.

Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Они в той или иной мере присущи всем людям. Они спрятаны в глубине подсознания и поэтому не всегда осознаются человеком. Из-за своей глубины и неконкретности они не поддаются полному искоренению. Это, так сказать, их отрицательные стороны. Но, как всегда бывает в жизни, есть и плюсы. С этими страхами можно жить сколь угодно долго Их можно значительно уменьшить приемами рациональной или поведенческой терапии, снизив их уровень до приемлемых величин.

Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп: Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Глава . Основные проблемы философии экзистенциализма

Экзистенциальные страхи Обычно, экзистенциальные страхи понимаются, как отдельная группа страхов, не связанная с какими-то жизненным событием определенного индивида, а скорее связанные с внутренней сущностью человека. Поэтому экзистенциальные страхи обладают рядом особенностей: Некоторым в большей, некоторым в меньшей степени.

существования, его обреченностью на свободу и выбор, конечностью и смерт- . выявить специфику экзистенциального страха в современной культу- ре; .. временной культуры является создание особенно.

Особенностями обыденно-практического знания являются… Ответы: Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют обыденным. Его особенностью является то, что в своем применении оно не требует предварительной системы доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Обыденное знание носит ссылочный характер, опирается на мнения, авторитет, а также является разрозненным, несистематическим. Однако оно выполняет важную функцию по регулированию практического поведения людей, информированию об имеющихся в обществе представлениях об устройстве природы, общественных структур, царящих нравах, правилах и нормах, подлежащих исполнению и т.

Характерными чертами интернализма являются… Ответы: Принцип, в соответствии с которым движущей силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного познания, называется интернализм. Сторонники данной позиции подчеркивают, что идеи возникают только из идей, существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Никакие внешние воздействия не в состоянии разрушить эту последовательность.

Более того, они подчеркивают, что достижения науки само способны оказывать влияние на формирование социальных потребностей, но не наоборот. Социальный заказ может быть выполнен наукой лишь тогда, когда он не противоречит законам природы и когда внутренние механизмы развития научного знания подвели научное сообщество к выполнению этого заказа. Так, для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для ее создания должен быть достигнут необходимый уровень научных знаний о свойствах металлов и других материалов, о способах их обработки; о химических, электрических, оптических и других процессах.

Следует признать, что позиция интернализма уязвима:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ

Последнее представляет собой не холодную объективность теоретической позиции, но и не теплое чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жизни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной философией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие стороны жизненного опыта: И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения.

Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. В попытке упорядочить в первоначальном обзоре многообразие различных настроений согласно двум полюсам - светлого и мрачного, - на первый же взгляд становится ясно, что в экзистенциальной философии решающим образом господствует мрачная сторона.

к середине жизни, они подошли к своему экзистенциальному кризису. силу в направлении увеличения временного ресурса в пользу стратегических, к таким переживаниям, как глубинный страх внутренней свободы и страх.

Методические указания включают в себя развернутый тематический план лекционных занятий, контрольные вопросы, библиографический список, темы рефератов, задания для самостоятельной работы. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального -документа и предназначен для предварительного просмотра.

Изображения картинки, формулы, графики отсутствуют. Свобода как преодоление необходимости. Чудо и загадочность как фундаментальные категории бытия. Проблема личности и сво- боды. Обожение человека и очеловечивание Бога. Взаимосвязь и взаимозависимость человека и Бога через творчество. Свобода — личность — творчество. Личность как творческий акт. Индивидуальность твор- чества, одиночество творца, мировой общечеловеческий характер результата творчества.

Проблема человека в экзистенциализме

15, Отсюда и берет свое начало термин"экзистенциональность", что, в принципе, почти одно и тоже. Экзистенциональность - это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире.

Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны.

Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то Таких людей пугает неизведанное, а свобода воспринимается ими как которое совпало с временным нахождением в замкнутом пространстве.

Тогда еще не 5было известно, что между тем во Франции под именем экзистенциализма — не только в философии, но также в литературе и вообще в духовной жизни — поднималось новое движение, которое восприняло развитые в немецкой экзистенциальной философии начинания 1 и затем после окончания войны оказало настойчивое обратное воздействие на Германию, вновь разжигая здесь дискуссии, приостановившиеся в силу обстоятельств времени. Однако в этом случае наряду с серьезными философскими задачами оно одновременно несло и новую пищу той модной суете, что воцарялась уже при первых выступлениях экзистенциальной философии.

Благодаря образовавшемуся с тех пор значительному временному промежутку, сегодня можно сделать более полный обзор дальнейшего развития внутри немецкой экзистенциальной философии, расширить и изменить ее первоначальный образ с учетом новых выступлений. Таким образом, сегодня по отношению к истории экзистенциальной философии возникает задача нового рода: Впрочем, здесь не стоит пытаться излагать подобную историю экзистенциальной философии [3].

Она превысила бы рамки труда, претендующего на роль первоначального введения. Поэтому только отсюда и будут понятны все более поздние разработка что же касается начинаний, то они лишь утратили бы ясность, если бы к ним были присоединены более поздние моменты. В силу вышесказанного данная работа, за немногими изменениями, оказавшимися возможными вследствие образовавшегося с тех пор значительного временного промежутка, выходит в ее прежнем виде.

Используемое в разных разделах настоящего изображения экзистенциальной философии, особенно в рассмотрении проблематики смерти, творчество Рильке с тех пор разобрано в отдельном обстоятельном сочинении [4]. При этом возникает возможность плодотворного всестороннего раскрытия материала. Подобно тому как, с одной стороны, тесное родство с экзистенциальной философией здесь позволяет осуществиться иному, доселе, пожалуй, едва ли возможному подходу к духовному миру этого поэта, так и, с другой стороны, свободное поэтическое формотворчество проливает новый свет на экзистенциальную философию и открывает путь свободному, независимому от неизбежной односторонности профессионального языка философии пониманию.

В частности, обращение наиболее позднего Рильке т.

3. Экзистенциализм.

Белым, а впоследствии — Л. Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения как не соответствующего жизненной реальности и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство.

которых всю жизнь преследует страх поражения — зачастую в первую даже временной, становится не только практической, но и экзистенциальной ». необходимое условие интеллектуальной и психической свободы.

Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию. Понятия экзистенциализма Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных.

Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений. Экзистенция - одно из главных понятий экзистенциализма, имеющее довольно много объяснений. Традиционно это слово обозначало существование не только человека, но всего вокруг, в том числе предметов.

Сегодня термин получил новое значение, это конкретное бытие. Не размытое общее понятие, а существование определенного уникального индивида.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Шеллингом - философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о ее индивидуальном способе бытия. Собственная внутренняя сущность человеком в обычных условиях и обстоятельствах, как правило, не осознается, вне зоны внимания оказывается основной стержень сущности человека — осознание собственного существования, возможность которого открывается в пограничных экстремальных ситуациях.

Осознание существования Я выводит на целый спектр философских вопросов о смысле жизни и смерти, предназначении человека, его роли в жизни общества, понимании свободы в рамках конечного существования и трактовке в них нравственности, добра, красоты, справедливости и истины.

личности. Отмечается роль свободы в формировании человека. . экзистенциального страха и тревоги и даже отчаяния. временности и вечности.

В последнем, как и у Рильке, речь идет о восприятии смерти в качестве созидающей и формирующей составной части человеческой жизни. Однако, чтобы постичь этот вывод яснее, следует предварительно поставить вопрос методически разрабатывавшийся, в первую очередь, Хайдеггером: Первоочередное соображение видимо, должно состоять в том, что эту принадлежность необходимо рассматривать лишь в смысле внешнего конца. В частности, жизнефилософская точка зрения, по-видимому, неизбежно ведет вообще к отрицанию значимости смерти для жизни.

Мы не можем переживать смерть. Следовательно, она вообще не является частью доступной нам в переживании действительности. Она — голое прекращение, которое, покуда мы живем, ничуть не должно нас касаться, если же оно настает, то нами не переживается. Впрочем, в основе этого напрашивающегося столь само собой разумеющимся образом воззрения лежит совершенно определенная предпосылка, оказывающаяся несостоятельной в свете более точного рассуждения.

Речь идет о представлении, что жизнь тянется наподобие длинной нити, в которой любое отдельное мгновение оказывается самодостаточным, нить же тянется до тех пор, пока когда-либо не явятся ножницы и не перережут ее. Таким образом, смерть предстает внешним концом, подступающим к жизни в каком-либо виде извне и не играющим никакой роли в ее более глубоком сущностном определении.

В этом представлении жизнь вполне постижима из самой себя, без допущения смерти, вообще без какого-либо ее учета.

Ирвин Ялом - экзистенциальные страхи